По статистике, практически 40 процентов аварий крупных трансформаторов происходит из-за критического повреждения регуляторов под напряжением. Еще буквально пять лет назад большинство предприятий практически не пользовались устройствами регулирования напряжения под нагрузкой в оперативном режиме, даже несмотря на то, что определенная часть силовых агрегатов была ими оборудована с завода. Специалисты предпочитали останавливать трансформаторы, переключать регуляторы и запускать агрегаты. Это было не очень практично, поскольку данная процедура делалась только в случае сильной просадки напряжения (к примеру, в сильный мороз или жару, когда пользователи начинали массово запускать кондиционеры или обогреватели).
Такая практика имела логическое объяснение: переключающие устройства имели значительно меньший ресурс и надежность, чем сам трансформатор, и энергетики не хотели рисковать поломкой и выходом из строя всего агрегата. Диагностика РПН вообще не проводилась, поскольку на предприятиях просто отсутствовало необходимое оборудование, а проверять регуляторы «кустарными» способами было очень трудно и ненадежно.
Но за последние несколько лет были приняты более жесткие требования к уровню электрического напряжения и качеству электроэнергии. Также появились современные портативные средства диагностики, с помощью которых можно проверять соответствие регуляторов под напряжением заданным характеристикам и на ранних этапах выявлять возникающие дефекты. В результате этих изменений энергетики стали пользоваться РПН по назначению.
Стоит отметить, что проведение планового ремонта без предварительной диагностики трансформатора зачастую приводит к бессмысленной трате денег и снижает его надежность. Дело в том, что старые трансформаторы, оборудованные РПН, выходят из строя из-за конструктивных недостатков, а не из-за их износа, поэтому лишняя разборка ни к чему хорошему не приведет. Намного более эффективным решением будет провести диагностику, определив, нужен ли ремонт РПН и других узлов трансформатора.
Методы диагностики регуляторов под напряжением лучше всего проводить при помощи современных приборов. Используются следующие способы:
- Визуальный осмотр. Самый неэффективный метод, определить проблему может только опытный специалист и только на доступных для осмотра РПН.
- Анализ газов. Позволяет точно определить нарушения целостности контактов, из-за которых они начинают перегреваться. При этом если для РПН и трансформатора используется одно и то же масло, то невозможно диагностировать, какие именно контакты нарушены.
- Изменения температуры. Высокотехнологичные датчики, фиксирующие повышение температуры в определенных частях агрегата, могут достаточно точно сообщить об увеличенном сопротивлении на контактах. Поскольку работы проводятся под нагрузкой, то невозможно выяснить, в каком состоянии находятся свободные контакты.
- Виброизменения. Позволяет определить разболтанные и ослабленные соединения.
- Мощность. По потреблению можно диагностировать заедания привода, состояние пружин, прижимающих контактор, а также определить другие дефекты.